Тема урока: Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе.

Тип урока: постановка и решения учебной задачи.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: словесно - наглядный, проблемно - поисковый (эвристический), самостоятельная работа.

Методические приёмы: рассказ учителя, проблемные вопросы, работа над новым понятием, практические упражнения.

Цель урока: Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно - познавательной деятельности по определению числа имени существительного.

Задачи урока:

- Сформировать понятие о грамматическом значении числа и грамматической форме числа.

- Выявить различные способы выражения  числа у имён существительных.

- Выделить среди существительных слова, которые не изменяются по числам, т.е. имеют форму только ед.ч. или только мн.ч.

- Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность, воспитывать культуру речи, доброе отношение друг к другу.

 

Ход урока.

1. Орг. момент

 

2. Словарная работа.

Работа со словарём.

В_гон, _вт_м_биль, _втобусы,  к_р_бли, в_л_с_пед, тр_мвай.

-Что общего у всех этих слов?

-Чем различаются?

 

3. Ситуация успеха.

-А как понять, где ед.ч., а где мн.ч. Как вы это узнаёте? (изменяем по числу)

Запишите эти слова в другом числе.

Взаимопроверка в парах.

- Какая часть слова вам казала, что изменилось число имени существительного? (окончание)

- Какую работу выполняет окончание?

 

4. Создание проблемной ситуации.

Работа в группах.

У вас список слов, измените их число.

Книга-……          , телефоны-……………, дочери-…………..,ковер-……….., ухо-…………, человек -………….., очки-………………друзья -………………

Проверки. Были ли у вас сложности при выполнении этого задания?

Попробуем воспользоваться нашей моделью, составленной на прошлом уроке.

Модель не работает!

 

5. Решение поставленной задачи.

Нужен исследовательский материал.

Попробуем придумать предложение со словом очки.

1.Отец отложил газету и снял новые очки.

2.Продавец предложил мне разные по форме очки.

Сколько предметов называет слово очки в 1 предложении? (1 предмет)

Сколько предметов называет слово очки в 2 предложении? (2 предмета)

Что вам подсказало  окончание или содержание?

Вывод! Слово очки называет как 1 предмет, так и несколько предметов, а имеет форму только мн.числа.

Дополните модель существительного.

 

6. Решение частных задач.

Попробуйте обнаружить еще такие слова, которые употребляются в форме мн. числа.

Работа по учебнику № 114.

Проверим: весы, грабли, штаны, носки, рукавицы, ботинки, ножницы, сапоги, вилы.

Оцените себя.

 

7. Итог урока.

Какой секрет русского языка мы сегодня открыли ?

 

(В русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, а есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа).

 

"

Добавить комментарий

Комментировать информацию могут все зарегистрированные пользователи без исключения.
Для добавления комментария в конце любого обсуждения есть очень простая форма.
Все комментарии проходят предварительную модерацию.

В комментариях категорически ЗАПРЕЩЕНО:
-оскорблять чужое достоинство;
-сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь;
-употреблять ненормативную лексику;
-публиковать сообщения рекламного характера;
-публиковать сообщения бессодержательного характера;
-намеренно искажать русский язык,правила пунктуации и орфографии.

Администрация сайта Odni5.ru оставляет за собой право блокировать любые комментарии,
которые противоречит вышеперечисленным требованиям и рекомендациям,
а также изменять и дополнять их и данные правила.
За систематические нарушения правил пользователь может быть заблокирован без предупреждения.


Защитный код
Обновить