Экскурсия

23.11.2020. Экскурсия в "Затерянный мир динозавров" 

    Окружающий мир очень богат и разнообразен. Нас окружают предметы живой и неживой природы. Природа – это прекрасный, загадочный, а порой малоизученный и неизвестный мир. К одной такой малоизученной странице живой природы относятся сведения о динозаврах - животных, которые жили на нашей планете задолго до появления человека. Все, наверное, слышали о них, а может быть даже и видели в кино и в мультфильмах.

  Как показать и рассказать первоклашкам 1 «В» класса АНОО «Ломоносовского лицея» о затерянном мире динозавров? Для изучения данной темы решили организовать экскурсию в «Затерянный мир".

А на сколько вопросов смогли получить ответы!

   Сколько лет жили динозавры? Ответить на вопрос, в каком возрасте умирали динозавры, пока не удалось. Но не оставляют попыток сделать это. Ученые пытаются оценить продолжительность жизни динозавров по скорости роста ископаемых костей. Это, похоже, не определение возраста деревьев по годовым кольцам.

   Правда ли, что продолжительность жизни динозавра зависела от его размеров? Ученые предполагают, что большие динозавры жили дольше мелких. Маленький динозавр развивался и вырастал быстрее и проживал жизнь интенсивнее.

    Какой динозавр был самым большим? Самым большим динозавром был сейсмозавр. Часть его скелета нашли в США, но раскопки еще не окончены. Ученые предполагают, что этот динозавр весил больше 50 т. и был в длину около 36 м .

    Жили ли динозавры в море? Динозавры не жили в море, так как живут, например киты или дельфины. Динозавры могли заходить в воду для охоты на рыбу или переплывать реку, спасать от хищника. Но ни один динозавр не проводим всю сою жизнь в море. Не следует путать динозавров с такими обитателями морей мезозойской эры как плиозавры или плезиозавры

  Умели ли динозавры летать? Динозавры не умели ни летать, ни планировать. Все динозавры были бескрылыми наземными животными. Но в одно время с динозаврами жили рептилии, которые были родственниками динозавров, но умели летать. Их называют птерозаврами. Так же, в юрский период существовало животное, которое называется археоптерикс. Археоптерикс не был динозавром. До сих пор ученые спорят о том, относить ли археоптерикса к птицам или к рептилиям. Внешне он был похож на птицу, но когти и зубы были как у рептилии .

   У какого динозавра были самые большие зубы? Один из самых крупных зубов динозавров, когда-либо попадавших в руки ученых, принадлежал тираннозавру. Этот зуб располагался в боковой части челюсти, недалеко от передних зубов. Длина от корня до вершины составляла около 30 см. А над десной тиранозавра зуб поднимался не 18 см. У какого динозавра была самая длинная шея? Из всех динозавров, известных палеонтологам на данный момент, самым длинношеим считается маменчизавр. Маменчизавр жил около 150 млн.л.н. на территории современного Китая. Шея маменчизавра была около 14 м в длину. Маменчизавр мог бы легко заглянуть через крышу трехэтажного дома. Возможно, когда будет выкопан полный скелет сейсмозавра, он окажется самым длинношеим динозавром.

   Какой динозавр бегал быстрее всех? Ученые предполагают, самыми быстрыми динозаврами были орнитомеммозавры - страусоподобные динозавры. В эту группу входят такие динозавры как: галиммим, орнитомим, пеликанимим, струтиомим. Ученые предполагают, что эти динозавры развивали скорость до 50 км/ч.

   Впадали ли динозавры в зимнюю спячку? Во времена триасового и юрского периодов климат на земле был более тёплым и влажным чем сейчас. При этом вся суша располагалась не очень далеко от экватора. Поэтому впадать в спячку у динозавров не было необходимости. В дальнейшем, в меловом периоде, материки стали расходиться все дальше. Антарктида стала смещаться к южному полюсу. В конце мелового периода на земле стал меняться климат, и различия температур летом и зимой становилось все сильнее. Зима мелового периода была не такой суровой, как сейчас, но все же, температура могла падать до 0 °С. При такой температуре холоднокровным рептилиям, какими были динозавры, становилось очень холодно. Поэтому очень вероятно, что они впадали в спячку, что бы не замерзнуть.

    Были ли у динозавров уши? В черепе динозавров имелись маленькие косточки, передававшие звук от барабанной перепонки к участкам мозга, отвечающим за слух. Он ушей в общем понимании у динозавров не было. "Уши" динозавра, представляли собой маленькие отверстия по бокам головы. Так же выглядят уши современных ящериц.

    Правда ли то, что динозавры глотали камни? Да, некоторые динозавры глотали камни. Эти камни еще называют гастролитами. Они служили для перетирания жестких листьев и побегов непосредственно в желудке динозавра. Точно так же современные куры глотают мелкие камешки, которые помогают им переваривать зерно.

   Для чего динозаврам нужны были когти? Динозавры использовали когти в разных целях. Острые и тонкие как кинжалы когти хищников служили для того, что бы разрывать мясо жертвы. Широкие и плоские когти заменяли копыта - служили опорой при ходьбе. Встречались и другие типы когтей, приспособленные для копания земли, почесывания, защиты от врагов.

   Хорошо ли динозавры видели? На сколько можно судить, большинство динозавров имело очень хорошее зрение. Глазницы найденных динозавров велики, следовательно, глаза были большими. Хорошо развиты так же и участки мозга, отвечающие за зрение.

    Какого цвета были динозавры? Какого цвета были динозавры никто не знает. Дело в том, что кожа динозавра - очень редкая находка. При этом в найденных окаменелостях не сохранилось красящих пигментов. Специалист полагают, что окрас динозавров соответствовал среде их обитания. И был адаптирован для маскировки. Но некоторые динозавры не нуждались в маскировочной окраске, так как из-за больших размеров не имели врагов. В этом случае ученые могут только предполагать.

   Какой динозавр появился раньше всех? За звание называться первым в истории земли динозаврам соперничают два ящера. Это геррерозавр и эораптор. Оба они были двуногими хищниками и жили около 230-225 млн .л.н. Поиски окаменелостей продолжаются и не исключено, что обнаружиться еще более древние динозавры.

  Могли ли динозавры чуять запахи? Многие динозавры обладали отличным обонянием. Это помогало им из далека, чувствовать запах хищника, добычи или потенциального брачного партнера. Вероятно также, что динозавры могли испускать особые сигнальные запахи, подобно многим животным.

   Спали ли динозавры? Все животные, включая человека, нуждаются в сне и отдыхе. И динозавры не исключение. Современные рептилии проводят во сне большую часть жизни. И нет никаких оснований полагать, что динозавры могли обходиться без сна.

   Все ли динозавры были кровожадными? Большинство динозавров были мирными растительноядными животными. Большую честь времени они паслись. Хищников было гораздо меньше.

  У какого динозавра был самый длинный хвост? Самый длинный хвост был у диплодока. Длина хвоста диплодока достигала 11 метров. Диплодок пользовался им как хлыстом, отгоняя хищников.

  Сколько мяса мог съесть тираннозавр на день? Учитывая размеры, голодный тираннозавр мог за 1 раз съесть 120-150 кг мяса. После такого обеда динозавр мог несколько дней обходиться без еды.

    И еще на многие другие вопросы ученики 1 "В" класса получили ответы!

 

   Экскурсия была очень интересной и познавательной! Ребята были в восторге ! Самое большое впечатление на ребят произвела удивительная по своей реалистичности доисторическая зона, где они смогли увидеть двигающихся и рычащих динозавров, приматов и других представителей фауны, и полностью погрузиться в атмосферу юрского периода!

Кто куда, а мы на море!

10.11.2020. Модульный курс актерского мастерства и курс допризывной подготовки для учеников 1"В" класса в АНОО "Ломоносовском лицее"

       Ученики 1 "В" класса АНОО "Ломоносовского лицея", помимо освоения учебной программы по предметам,уже обучаются сценическому мастерсту и посещают ЦДПМ г.Ногинска. Как ? Зачем? А нужно ли тратить на это время ? Или лучше заниматься только уроками? Вопрос актульный в любое время. 

      Известно, что воспитание гармонично развитой личности – основная задача педагогики. Такую задачу еще называют идеальной, имея в виду, что личность, в равной степени развитую во всех отношениях, сформировать невозможно. Однако стремиться к этому стоит. Во всяком случае, задача учителя , родителя или воспитателя  – создать для формирующейся личности все условия гармоничного развития.

 1. Всесторонне развитие личности подразумевает формирование умственных, нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств личности в их тесной взаимосвязи. Значит, чтобы личность развивалась гармонично, необходимо уделить в воспитании по возможности равное внимание пяти аспектам. 2. Для того чтобы обеспечить умственное развитие личности, ребенку необходимо предоставить возможность овладеть основами научных знаний, формировать логическое мышление, умение находить закономерности в протекании процессов и явлений окружающего мира. Следует научить ребенка основным мыслительным операциям, таким как анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация. Необходимо подрастающего человека обучить приемам самообразования: умению организовать процесс интеллектуального труда, правилам рационального распределения времени, эффективным способам поиска информации и т.п. Все это, в конечном итоге, будет способствовать формированию научного мировоззрения. Следует учитывать, что умственное развитие личности осуществляется не только в процессе обучения, скажем, в школе, но и во время игр, ежедневных бесед с взрослыми, самостоятельных наблюдений за явлениями окружающего мира. 3. Для успешного нравственного развития личности необходимо не просто знакомить ребенка с нравственными законами общества и правилами поведения, принятыми в нем, но и целенаправленно формировать навыки нравственного поведения. Только личный пример близких людей способен убедить ребенка, что подобные навыки – не просто условности, принятые в обществе, а действенный механизм построения добрых взаимоотношений между людьми. 4. Трудовое воспитание заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать необходимость трудовой деятельности для успешной жизни в обществе. Оно включает в себя и формирование бережного отношения к результатам чужого труда, и формирование ответственного отношения к делу, которым занимается ребенок. К трудовому воспитанию, безусловно, можно отнести и процесс овладения ребенком элементарными трудовыми и бытовыми навыками, а в более позднем возрасте – сознательное отношение к выбору будущей профессии. 5. Под эстетическим воспитанием следует понимать формирование у ребенка художественного вкуса, знакомство его с шедеврами мировой культуры. Задача взрослого – помочь юному человеку научиться видеть прекрасное в искусстве, в окружающей действительности и получать удовольствие от его восприятия. Немалую роль играет здесь и развитие творческих способностей самого ребенка: обучение игре на музыкальных инструментах, пению, хореографии, приемам изобразительного искусства. 6. Для успешного физического воспитания необходимо формировать у ребенка полезные привычки, характеризующие здоровый образ жизни, научить его бережно и внимательно относиться к своему телу, обучить навыкам поддержания физического здоровья и развития ресурсов организма. 7. Естественно, что для гармоничного всестороннего развития необходим комплексный подход: невозможно, к примеру, сегодня заботиться об умственном, а завтра – об эстетическом развитии ребенка. Все грани этого процесса тесно взаимосвязаны между собой, и, развиваясь, ребенок учится постигать и гармонию физических движений, и логичность нравственных постулатов, и красоту и мудрость созидательного труда. Развитие современного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного производства и повышением его технического уровня и, следовательно, предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспитанием ставит развертывание компьютерной революции, информационных технологий. Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью, т.е. идеалом современного воспитания. Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание вкладывается в это понятие? В развитии и формировании личности большое значение имеет, прежде всего, физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле – здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может помешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие все¬стороннего развития учащихся вообще. Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Только благодаря уму человек выделился из животного мира как общественное существо, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности учащихся должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующуюся мировыми процессами интеграции. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является техническое обучение, или приобщение ее к современным достижениям техники, в том числе и бытовой, овладение умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями. Это создает предпосылки для подготовки учащихся к работе на современном производстве и профессиональной ориентации, а также для жизни в современном обществе, все сферы которого пронизывает все более усложняющаяся техника. Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением к труду и собственности, что обусловливает необходимость действенного морального воспитания. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания. Есть и еще два содержательных компонента, которые органически входят в состав всестороннего развития личности. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Они есть у каждого здорового человека. Вот почему целенаправленная работа по их выявлению и развитию является важной частью всестороннего формирования учащихся. Школа должна воспитывать у них индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела. Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности. Только он позволяет преодолеть односторонность личностного развития, создает предпосылки для полноценного физического формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстетическое совершенствование. Все это позволяет сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд. Однако выше отмечалось, что воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia – согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться, одновременно и в тесной взаимосвязи между собой. В последнее время понятие всестороннее и гармоничное развитие личности иной раз трактуется как разностороннее ее развитие, по-скольку, дескать, всестороннее развитие в современном обществе осуществляется не полностью. Этот отход от устоявшегося понятия является не совсем обоснованным. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как идеал общества с высокоразвитым техническим производством, как его педагогическая тенденция, и потому мера и глубина этого развития зависит от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию. Понятие же «разностороннее» развитие не имеет такого выразительного терминологического смысла, поскольку его, например, можно осуществлять без надлежащего эстетического воспитания и т.д. Такой понятийной неопределенности наука должна избегать. Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество, всестороннее и гармоничное развитие личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле оно выступает как общая цель воспитания. Для школьного же воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществлении. Как уже отмечалось, решение проблем воспитания всесторонне и гармонично развитой личности в школе связано с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений. Какие же из этих требований являются основными и определяют его содержание? Первое из них заключается в том, чтобы в полной мере раскрыть и реализовать созидательные способности личности, ее умственно-интеллектуальный и творческий потенциал, открыть ей пути к полноценной деятельности как в производственной, так и в духовной сферах. Понятно, что в решении этой задачи первостепенное значение имеет создание в школе условий для овладения основами современных наук о природе, обществе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Нужно иметь в виду, что без глубоких знаний и образования нельзя преобразовывать жизнь, быть на уровне современной цивилизации и успешно продвигаться по пути социально-экономического и политического прогресса. Не менее важной задачей является также и то, чтобы в условиях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жизни и образования. Только такой подход к обучению и образованию позволяет воспитывать сознательных членов общества, способных правильно ориентироваться в сложных перипетиях жизни и находить пути ко всему новому, передовому, пользоваться достижениями современной цивилизации, не поддаваться влиянию ошибочных и вредных политических движений, самим вырабатывать правильные моральные и идейно-политические убеждения. Неотъемлемой частью образования и обучения подрастающих поколений является их нравственное воспитание и развитие. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердие, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный по-рядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения. Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к нашим государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности. Органической частью, всестороннего формирования личности является воспитание экологической сознательности и культуры. Наконец, важной задачей школы является воспитание уважения к мировому порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира.

    Эти содержательные части всестороннего и гармоничного формирования личности, безусловно, не остаются неизменными.С течением времени они обогащаются и совершенствуются по мере развития общества и улучшения учебно-воспитательного процесса в школе. А наша основная задача помочь подрастающему поколению в формировании всесторонней , гармоничной, развитой личности.

Модульный курс.Введение в школьную жизнь

02.09-09.09.2020г. Модульный курс "Введение в школьную жизнь" в АНОО "Ломоносовском лицее"

      Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе?

    Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь», который поможет шестилеткам безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации, а учителю – почувствовать себя лучше, мудрее и добрее.

   Основная цель курса: обучение детей навыкам учебного сотрудничества.

         Результаты курса занятий: понимает, что такое «режим дня и почему его надо выполнять», умеет анализировать происходящее в классе, группе; - открывает для себя партнёров-сверстников, учится адресоваться к ним, обращать к партнёрам свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы; - понимает, что такое «схема», умеет читать схемы класса; - понимает, что такое «режим дня и почему его надо выполнять», умеет анализировать происходящее в классе, группе; - знает разные формы приветствия и умеет приветствовать учителей и одноклассников - понимает и учится справедливо оценивать свою работу - понимает, зачем нужно внимание и учится внимательно слушать - понимает, когда можно одному выполнять задания, а когда - вместе - понимает, зачем нужно уметь слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю - знает, как оценивать свою работу и соотносить свою оценку с оценкой учителя, товарища, родителей; - умеет выбирать формы работы: «один» - «вместе» - знает, как оценивать свою работу по разным критериям -знает, как и когда надо задавать вопросы -умеет договариваться о критериях оценки общей работы и оценивать её -понимает, что значит «точный вопрос» -понимает, что такое «содержательная дискуссия» - знает, как надо договариваться о сотрудничестве посредством действия (со-действовать понимает, что значит излагать свои мысли понятно, точно - понимает, что значит «высказываться, чтобы было понятно всем» - умеет определить задание с «ловушкой» - знает, как по-разному оценивать одинаковое задание - понимает, когда нужно обращаться за помощью - учится аргументировано доказывать свою точку зрения - умеет отделить своё знание от незнания, оценить свои успехи - умеет пользоваться изученными знаками учится справедливо оценивать свои действия и действия других - учится хвалить себя и других - умеет пользоваться своими знаниями и умениями Личностные результаты внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя); - учебно-познавательный интерес к новому; - принятие образа «хорошего ученика»; -уважительное отношение к иному мнению; -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; - самооценка на основе критериев успешной деятельности; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций .Понятия знак «Я» режим дня, схема времени, знак «Звонок», схема класса, приветствие, внимание, внимательность, знак «Хор», критерии оценки, красиво-некрасиво, правильно-неправильно, один, в паре, в группе с классом, знак «Мы»сотрудничество, знаки «+» и «» критерий, оценка, оценивание по критериям: лёгко-трудно, интересно-неинтересно и т.д. в зависимости от предложений детей дискуссия оценка, разные критерии вопрос, знак «?» точное содержание вопроса, точность, творчество, выдумка, содержание содействие понятно, точно «ловушка», знак «Л» критерии оценки: правильно, оригинально суждение, мнение, точка зрения рефлексия трудная ситуация главное, второстепенное, толерантность, доброжелательность, терпимость."

   Ученики 1 "В"  класса АНОО "Ломоносовсого лицея"  успешно прошли модульный курс "Введение в школьную жизнь".

Кто куда, а мы на море!

01.09.2020г.  Кто куда, а мы на море! Первый раз в первый класс в АНОО "Ломоносовском лицее"

 

     В нашей стране ежегодно 1 сентября отмечается праздник День знаний. Свое название он получил благодаря тому, что является первым днем осени, когда начинается новый учебный год во всех российских школах, а также средних и высших учебных заведениях.

      Да-Да! Мы решились немного нарушить традиции и в День Знаний отправиться с моими первоклашками "вэшками" АНОО "Ломоносовского лицея" не просто в страну Знаний , а на море!

      Получив карту сокровищ, собрав свой собственный корабль и команду матросов мы совершили увлекательное путешествие на Остров Сокровищ. Благодаря сплоченной дружной команде, пройдя все сложные испытания, клад был найден! А дети , конечно, счастливы! Ведь они первый раз пришли в первый класс! В их новой жизни всё только начинается! Порог АНОО "Ломоносовского лицея" в этом году перешагнуло 42 первоклассника. Поздравляем их от всей души и желаем успехов в школьной жизни!

    Немного из истории образования в России. Нужно отметить, что образование в России имеет длительную историю. На Руси первые учебные заведения назывались училищами. Само слово «школа» начали использовать только с XIV века. В те времена школы были не просто учебными заведениями, но и настоящими центрами культуры, в которых делались переводы и переписывались рукописи. После татаро-монгольского нашествия образование на Руси пришло в упадок. Его удалось сохранить и распространить только благодаря деятельности православных монастырей. Система профессионального образования в России была создана во времена правления Петра Великого. В Москве с середины XVII в. начали открываться школы, за основу которых брали европейские грамматические школы. В 1714 г. Петр Великий объявил образование в России обязательным для детей всех сословий. Исключение составляли только дети крестьян. Во время правления Петра Первого также была создана Академия наук. При ней в Санкт-Петербурге был открыт первый российский университет. При нем была учреждена гимназия. Аналогичный университет в 1755 году был открыт в Москве. Для системы общеобразовательных школ возникла необходимость подготовить учителей. В Петербурге с этой целью в 1783 году было основано Главное народное училище. Через несколько лет от него отделилось учительская семинария, которая стала прообразом педагогического института. После революции 1917 года правительство начало проводить национализацию учебных заведений всех типов. Школу объявили не только общеобязательной, но также бесплатной и общедоступной. Меры по ликвидации неграмотности привели к тому, что в городах практически все дети были охвачены обучением. В период с 1943 по 1954 г. в нашей стране обучение в школах велось раздельно, школы подразделялись на мужские и женские. Тогда же ввели и обязательную школьную форму. В высшие учебные заведения начали принимать студентов, независимо от их социального положения и происхождения. Однако само содержание высшего образования находилось под строжайшим контролем партии и государства. В конце 80–90-х гг в нашей стране осуществлялась реформа образования, образование приблизилось к тому, которым мы его знаем сегодня.