07.11.2019г. Открытый урок-исследование

        Как построить урок – исследования в начальной школе?
Урок – исследование в начальной школе - тема довольно сложная, требующая много подготовки, но и интересная, и что самое главное работает на результат обучения. Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий, что является самым главным требованием современного образования. Учебное исследование рассматривается как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности .
   Основные характеристики учебного исследования: 1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
   В основе организации урока можно выделить семь основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный: I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза) II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы) III. Обмен информацией (изложение результатов исследования) IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов) V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения) VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы) VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия) .
    В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели. Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений, используя традиционные технологии в сочетании с информационными.
    07 ноября в 4 «В» классе АНОО «Ломоносовского лицея» был проведен открытый урок для родителей по русскому языку по теме : «Общий род у имени существительного» .
      Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Исследовательская деятельность младших школьников ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности. Педагогическая целесообразность вовлечения детей в исследовательскую деятельность, подтверждается тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска.
    Учащиеся 4 «В» класса в результате групповой работы успешно справились с поставленной задачей урока , проведя исследование и раскрыв «секрет у имени существительного».