Открытый урок

08.12.2020. Открытый урок по математике в 1 "В" класса в АНОО "Ломоносовском лицее"

       8 декабря в АНОО «Ломоносовском лицее» в 1 «В» классе в рамках "недели Математики" был проведён открытый урок для коллег по математике по теме : « Зависимость результата измерения от выбора мерки». Основная задача , которую решали наши первоклассники, почему длина удава равна 38 попугаям, или 5 мартышкам , или 2 слонам? Почему результат измерения одного и того же удава оказался разный? От чего это зависит?

     Ориентация на развитие ученика предполагает опору на активные методы обучения, формирующие универсальные учебные действия. Это означает, что знания не должны даваться ему в готовом виде. Они должны быть получены в совместной деятельности с одноклассниками и учителем , как организатора и соучастника процесса обучения. Предлагаемое математическое содержание позволяет организовать обучение в форме учебнопоисковой деятельности, которая по своей сути является коллективно распределенной. Необходимым условием такой деятельности является развертывание учебного диалога, который неизбежно приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей (особенно в первый год обучения) позволяет сопоставлять и критически оценивать особенности их подходов, что, в свою очередь, рождает у учеников взаимный интерес к работе друг друга.

      Ученики 1 «В» класса АНОО « Ломоносовского лицея» смогли верно предположить , от чего и как может зависеть результат измерения величины . А в ходе учебнопоисковой деятельности , выполняя практическую работу, еще и подтвердить свои гипотезы.

     Наша программа по математике для начальных классов изначально была ориентирована на деятельностный подход в обучении, построена как часть целостного курса в средней школе и основана на трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Она опирается на исторический подход при изучении основного математического понятия — понятия числа и ориентирована не только на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, но и, как следствие, на формирование разных компетенций младших школьников.

   Содержание курса математики представлено целостной системой специальных учебнопрактических задач, с которых и начинается каждая новая тема, а не набором заданий развивающего характера. Итогом решения учебных задач являются новые знания и умения, сформулированные в разделе «Что интересного я узнал? Чему научился?». Условия решения таких задач либо воссоздают ситуации, в которых зарождалось исторически то или иное понятие (к при меру, понятие числа), либо задают реальные жизненные ситуации (к примеру, при введении смысла умножения), что по замыслу разработчиков ФГОС дает возможность достичь метапредметных результатов. Более того, решение подобных задач с неизбежностью требует организации коллективнораспределенных форм деятельности, что создает оптимальные условия для получения предметных, метапредметных и конечно же личностных результатов, а математическое содержание приобретает личностно значимый характер. С первых дней изучения математики школьники работают руками. Так, говоря о длине или ширине полоски, важно, чтобы дети прошлись по ней пальчиком. Все действия с предметами должны осуществляться каждым ребен ком, а не только выходящим к доске или, что еще хуже, самим учителем. Вся учебнопоисковая деятельность на первом году обучения связана с овладением способами сравнения различных предметов, окружающих ребенка, по разным признакам и с измерением величин. Это требует прикладывания одного предмета к другому, перекраивания фигур, переливания, пересыпания, ощупывания, т. е. опоры на все органы чувств. Для этого ученик использует бумагу, ножницы, пластилин, конструкторы и т. д., что позволяет интенсивно развивать сенсомоторную координацию, а это особенно важно для 6—7летних школьников. Материал подобран так, что независимо от того, умеет ли ученик считать, выполнять различные вычисления или решать задачи, ему будет интересно заниматься математикой. На начальном этапе он будет осваивать практические умения, поскольку в ходе ее изучения надо раскрашивать, вырезать, чертить отрезки, лучи, прямые и т. д. В. Конкретные сюжеты вводных заданий лишь усилят интерес учащихся. Но самым мощным средством поддержки интереса к математике являются сюжетноролевые игры, в которых участвуют как школьники, так и учитель. Однако для педагога любая игра, соучастником которой он непременно должен быть, есть не что иное, как своеобразный методический прием. При составлении любого урока необходимо ориентироваться в ходе выполнения заданий на три основных принципа, учитывающих психологические особенности, закономерности развития младших школьников: 1) сначала нужно дать ученикам возможность самим (в паре, в группе или фронтально) выполнить предлагаемое задание, а затем обсудить способ его выполнения с помощью методического приема, при котором учитель играет роль ученика, не умеющего выполнять такое задание; 2) для индивидуального выполнения задания необходимо использовать задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли в совместной работе. Этот методический прием называется «проверь себя»; 3) после групповой, фронтальной и индивидуальной ра боты важно предложить ученикам придумать свое «такое же» задание, не разъясняя при этом, что значит «такое же», поскольку по тому, что они придумают, учитель пой мет, выделили дети существенную сторону задания, т. е. его смысл, или нет. Затем можно предложить школьникам научить педагога выполнять такие же задания. Это самый высокий уровень рефлексии (осмысления), который, как и предыдущий, доступен на первых порах далеко не каждому ученику, но если в классе есть дети с уже относительно развитым мышлением, то это будет способствовать еще более интенсивному развитию. Не сомневаюсь, что эта программа научит детей думать, значительно повысит качество математических знаний и уровень математического мышления, сделает общение с учениками интересным и приятным, даст толчок к рождению новых методических приемов, доставляющих радость открытия.

    Итак, курс математики направлен на то, чтобы научить школьника думать, уметь строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации, уметь решать учебные и практические задачи средствами математики, что и составляет умение учиться (учить самого себя), без которого невозможно реализовать цели и задачи ФГОС. "