07 декабря 2017г. Открытый урок по математике для родителей.
В системе Эльконина-Давыдова выделяют основные виды уроков: урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок моделирования и преобразования модели, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки.
7 декабря для родителей был проведен открытый урок постановки учебной задачи по математике по теме : «Вычислительный приём вида 35-7».
Уроки постановки учебной задачи — это наиболее острые и трудные уроки в курсах обучения по системе развивающего обучения, потому что именно на этих уроках происходит переход от старого к новому способу действий.
Постановочный, или вводный, - это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче.
Урок постановки учебной задачи имеет следующую структуру:
1. Создание ситуации успеха.
2. Создание ситуации разрыва.
3. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
4. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
5. Рефлексия.
Первый этап постановочного урока — создание ситуации успеха — это демонстрация детьми владения старым способом. Учащиеся выполнили нескольких заданий по решению примеров вида : 30-7, 36-2, 36-20 , 26+6, 30-17 старым способом. Эти задания не вызвали серьезных затруднений у ребят и создали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах.
Во втором этапе урока была организована постановка перед детьми конкретно-практической задачи ( не знаем , как из 35 вычесть 7), которую нельзя решить старым способом (ситуация «разрыва»). Предметные действия, контроль и оценка имеющегося способа действия заняли существенную часть урока постановки учебной задачи. Затем учащиеся, с успехом применявшие освоенный ранее способ, вдруг оказались в ситуации, где внешне похожая задача не решается, старый способ не срабатывает. При этом поиск ответов на вопросы: что произошло? Почему? Что изменилось? – стали шагами на пути постановки учебной задачи.
Третий этап урока — фиксация места разрыва в знаково-символической форме. Ученикам 2 "В" класса Ломоносовского лицея было предложено зафиксировать суть возникшей проблемы в виде модели.
Последним этапом урока была рефлексия .
Поскольку цель урока этого вида — выделить задачу, организовать предметные действия и диалог детей так, чтобы они задачу «увидели», то логическим итогом такого урока является формулирование задачи.
Урок цели достиг: учащиеся самостоятельно сформулировали учебную задачу данного урока.